Статьи

Сказкотерапия в младшем дошкольном возрасте

"Сказка - произведение искусства. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый ребенок открывает в ней свое собственное решение жизненных проблем". Л. Ф. Обухова

Сказкотерапия – это раскрытие внутреннего и внешнего мира ребёнка. Сказкотерапия имеет следующие определения:

1.Это процесс переноса сказочных символов в реальность;
4. Это возможность снижения  уровня тревожности и агрессивности;
5. Это развитие умения преодолевать трудности и страхи;
6. Это терапия особой сказочной обстановкой;
7. Это выявление и развитие творческого потенциала ребёнка;
8. Это возможность взаимодействия и укрепления союза «Ребёнок-родитель», «Ребёнок-педагог».

Сказкотерапия несёт в себе действительно очень значимую пользу, а именно:

  • позволяет расширять знания ребенка о нем самом и об окружающем мире;
  • помогает обогащать внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
  • может помочь найти  ребёнку выход из проблемной ситуации (или трудности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками);
  • корректирует поведение и развитие речи ребёнка;
  • стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие ребёнка;

      Занятия по сказкотерапии в детском саду, могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями сказки. Главный герой в таких сказках (сюжетах) очень схож с конкретным ребёнком.  Ребенок с легкостью сможет попробовать соотнести себя с героем сказки, ведь со стороны  поступки можно увидеть намного лучше. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности, ребенок увидел выход из какой-либо сложившихся ситуаций его жизни.

Сказки для сказкотерапии. Какие выбрать?

Для детей нужно выбирать сказки, которые не избавлены от смыслового фона, например:

  • бытовые сказки («Каша из топора», Курочка ряба», «Барин и собака», «Колобок» и пр.);
  • героические сказки («Сивка-Бурка», «Илья-Муромец», «Добрыня и Змей» и пр.);
  • поучительные сказки («Золотая рыбка», «Лиса и Журавль» и пр.);
  • волшебные сказки («Кот в сапогах», «Морозко», «Хрустальная гора» и пр.).

Если возникает желание самостоятельно написать произведение, то это еще лучше.

Содержание этапов сказкотерапии:

1. Ритуал «входа» в сказку»   

На данном этапе можно сделать коллективное упражнение. Например, взяться за руки или передавать друг другу мячик. Позитивный настрой на начало занятия действительно важен.

2. Повторение    

Необходимо вспомнить о том, что вы делали в прошлый раз и какие выводы были сделаны. Что новое узнали?  И чему научились?
В данном случае, педагог или родитель, задает детям наводящие на рефлексию вопросы. Что они помнят, о чём говорили в прошлый раз, и как им это могло помочь.

3. Расширение

 Расширять представления ребенка о чем-либо.Педагог/родитель рассказывает или показывает детям новую сказку.

Задаёт вопросы: хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо герою из сказки и пр.

4. Закрепление    

Для ребёнка, в первую очередь, проявляются новые качества личности, а также ребёнок приобретает новый опыт.    
Родитель/педагог проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, перевоплощения и др.

5. Интеграция    

Вероятность связать новый опыт с реальной жизнью. Педагог/родитель анализирует совместно с ребятами, в каких обстановках и ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт/навык, который пробрели на занятии.

6. Ритуал «выхода» из сказки»  

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.

Педагог/родитель  говорит: «Мы берем с собой все нужное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
Сказкотерапия даёт результат при работе с детьми, потому что:

1) В дошкольном возрасте восприятие сказки становится невероятной силой притяжения, позволяющей ребёнку свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и воображение. Это еще и своего рода действительность, которая позволяет выходить за рамки обыкновенной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и эмоциями и в доступной для понимания ребенка, сказочной форме, и постигать взрослый мир чувств и переживаний.

2) У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации. А именно - это процесс эмоционального объединения себя с другим персонажем и присвоение его норм, ценностей как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, а также поддержка его возможностей и веры в себя.

Таким образом, возможности сказкотерапии при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные сюжеты» не только в образовательной деятельности, а также и в свободной деятельности. Сказка для ребёнка — это игра и  волшебство. В ней не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, сказочной атмосферы.
Во второй младшей группе «Пчёлки» ребята с педагогом начали знакомство с сказкотерапией. На примере вводного занятия разберём, как это было.

Этап 1 –  ритуал вхождения в сказку:

«Волшебный мяч». Детям нужно перевоплотиться в любимого героя или же в сказочное существо. Ребята протягивают руки к волшебному мячику и  закрывают глаза. Педагог предлагает глубоко вдохнуть, выдохнуть и проговорить о том, что это дает им волшебную силу, которая позволяет им превратиться в задуманного героя. Вслед за этим предлагаем рассказать, в кого же удалось превратиться детям, какой характер у их героев, что они любят, а что не любят. Каждый ребенок должен показать, как передвигается и разговаривает их герой.

Этап 2  - повторение

В данном случае, так как занятие вводное, мы можем предложить детям провести рефлексию  о том:

  • какие сказки мы помним?;
  • каких персонажей?;
  • какие добрые дела из сказок детки могли запомнить?;

Возможно, у кого-то есть любимая сказка, благодаря которой, ребёнок научился/узнал что-то новое.
В дальнейшей перспективе занятий, совместно с детками мы  будем рефлексировать по сказке, которую брали за основу на вводном занятии (В. Осеева « Кто глупее?»).

Этап 3 – расширение

Детям предлагается принять решение или предложить выход  из создавшейся ситуации.
Воспитатель: Ехал как – то богатырь по чистому полю. Вдруг видит – камень стоит, а от того камня три дороги расходятся. На камне том написано: «Направо пойдешь – коня потеряешь. Налево пойдешь – сам погибнешь. Прямо пойдешь – ничего не найдешь».
Детям задаются  вопросы: какую же дорогу выбрал богатырь? почему он ее выбрал?

Чтение сказки В. Осеевой « Кто глупее?».

Данная сказка  показывается с помощью пальчиковых кукол.
Жили – были в одном домике мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья, и цыпленок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку – мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья, и цыпленок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дернул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня хозяйка, трогать ее нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки, хотела цыпленка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает ее Барбос:
- Что же ты, утка Устинья, Боську не бьешь? Он слабее тебя.
- Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.
- Есть глупее меня, - говорит пес и на Таню показывает. Услыхала Таня.
- И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит. Оглянулся Ваня – сзади него нет никого.
« Неужели я самый глупый из всех?» - подумал Ваня.

Вопросы по сказке:

1.    Как вы думаете, о чем данная сказка?
2.    Почему утка Устинья решила не обижать цыпленка Боську?
3.    Как вы считаете, кто же глупее и почему?
4.    С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
5.    Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?
6.    Ребята! Чему вас может научить данная сказка?

Ответив на вопросы, дети должны постараться разыграть данную сказку.
В младшей и средней группе воспитатель будет приходить на помощь, чтобы дети не растерялись. В старшей/подготовительной группе ребята уже могут пробовать разыгрывать сказки самостоятельно, изначально распределив роли между собой.

Этап 4 - закрепление

Ребята совместно с педагогом подходят к волшебному мячу, дотрагиваются до него и вспоминают главных героев услышанной ими сказки В.Осеевой «Кто глупее?». После того, как ребёнок называет героя сказки, ему необходимо ответить на главный вопрос «Какой он, этот герой?». Почему именно его назвал ребёнок? Благодаря каким качествам ребёнок выбрал определённого героя?

Этап 5 – интеграция

Воспитатель подводит итог занятия. Совместно с детьми вспоминается  последовательность происходившего. Не стоит забывать  о значимости подчеркивания приобретенного опыта и его связи с действительностью.

Этап 6 – ритуал выхода из сказки

Дети садятся вокруг столика с волшебным мячиком, протягивают к нему руки и закрывают глаза. Тем временем воспитатель произносит следующие слова:
«С собой вы возьмите все самое важное, что вы узнали сегодня. Раз, два, три, четыре, пять – из сказки выходи скорее играть!»

Статью подготовила: воспитатель Матюшина Екатерина Андреевна

Сдать ГТО совсем не просто

Вы готовы сдать нормативы ВФСК ГТО?

Наши воспитанники не просто готовы, но и с достоинством и высокими результатами выполнили нормативы ВФСК ГТО I ступени (возрастная группа от 6 до 7 лет включительно).

Возможно, Вы спросите: «А что дает значок ГТО дошкольникам?» Мы считаем, что подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволяет не только создать условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, но и приблизить дошкольников к спорту.
Двигательная активность ребенка и его развитие – это принцип естественного воспитания, а ГТО весьма гармонично вписывается в данный процесс в качестве завершающего фактора. Кроме того, участие в подобных мероприятиях повышает  интерес к физической культуре и здоровому образу жизни детей и взрослых.
Дети подготовительных групп нашего детского сада в течение учебного года готовились к прохождению  нормативов, и физическая подготовка осуществлялась в многообразных формах, которые дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического  воспитания.

В период подготовки детям рассказывали о спортсменах и Олимпийских чемпионах, более подробно о чемпионах Калининградской области, предлагали просмотр презентаций об «Истории олимпийских игр», о зимних и летних видах спорта, дети лепили и рисовали на спортивные темы, библиотеку группы пополнили самостоятельно изготовленными  книгами «Мой любимый вид спорта», «Олимпийские чемпионы Калининградской области», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», в свободное время ребята смотрели мультфильмы на спортивную тематику, рассматривали иллюстрации спортивных журналов. Дошколята участвовали в спортивных праздниках и развлечения, таких как «Веселые старты», «Неделя Здоровья», «Спортивный Осенний марафон», тематические спортивные недели: прыгуна, метания, бегуна, гибкости и силы, с достоинством прошли спортивно - игровой Квест «Путешествие по спортивному городу».

Для того, чтобы с раннего детства приучить детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, мы вовлекаем дошкольников вместе с их родителями в общий процесс подготовки к выполнению нормативов. Совместное общение и работа по подготовке к соревнованиям в виде спортивных мероприятий и праздников позволили сплотить родителей и детей в достижении лучшего спортивного результата.

Родители дошкольников предварительно зарегистрировали своих детей на сайте ГТО и вместе с детьми 17 мая 2024 года пришли на стадион МАОУ школы №56.
Наши юные спортсмены были готовы к испытаниям, которые включали в себя: наклон вперед из положения стоя на скамейке, прыжок в длину с места, бег 10 м, бег 30 м (челночный 3х10 м) и бег на выносливость – 600 м для девочек и 700 м мальчикам в течение 6 мин.
29 ребят-дошколят успешно выполнили все обязательные испытания по определению уровня развития выносливости, гибкости, силы, скоростных возможностей и удостоены знака отличия комплекса ГТО: 18 золотых, 9 серебряных и 2 бронзовых знака.

Во время соревнований дети получили не только радость от своих результатов, но и научились переживать за своих товарищей, а также чувствовать себя маленькими участниками огромной команды спортсменов.

Поздравляем наших юных спортсменов и благодарим родителей за поддержку и помощь в подготовке к соревнованиям!
Статью подготовила: инструктор по физической культуре Захарова М.И

Наши воспитанники готовятся к ГТО

«Чтобы вырасти спортивным, смелым, ловким и активным,
Всем ребятам надо знать - ГТО пора сдавать»

Наши дошколята с младшей группы учатся не только бегать, бросать мяч и прыгать, правильно ходить и следить за осанкой, но и делают первые шаги к большому спорту.

Чтобы повысить интерес  к физической культуре и здоровому образу жизни, как детей, так и взрослых,  мы с ребятами подготовительных к школе групп № 20 и № 21 решили принять участие в сдаче нормативов ГТО.  Что же это такое, ГТО?

Подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволяет нам, педагогам и родителям, создать условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах.

Ранее в СССР каждый гражданин мечтал носить  особый значок ГТО на груди. Чтобы получить такой значок, нужно было выполнить заданный набор требований, например, пробежать на скорость стометровку, отжаться определённое количество раз, прыгнуть с вышки в воду или метнуть гранату.
Со временем эти нормативы утратили свою силу, позабылись, но с 1 сентября 2014 года  по поручению президента России возобновили физкультурный комплекс ГТО. Разработаны 3 уровня трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. Главное отличие – это отсутствие серпа и молота на значке и изменена расшифровка аббревиатуры. Теперь ГТО расшифровывается как «Горжусь тобой, Отечество». Программа «Горжусь тобой, Отечество» рассчитана на 11 ступеней достижений, которые также будут отражаться на лицевой стороне значка.

Кроме того, каждый отличившийся спортсмен будет награжден и удостоверением, в котором будут описаны нормативы и достижения, за которые вручен знак ГТО.
Теперь физические упражнения могут сдавать дети от 6 лет и даже 70-летние. То есть принять участие в новом комплексе ГТО сможет практически любой желающий, не имеющий противопоказаний по здоровью.

На занятиях в физкультурном зале и на спортивной площадке, во время прогулки мы тренируемся, развиваем физические качества, прикладные навыки и умения, так как нам предстоит выполнить испытания  I ступени «Играй и двигайся»:

  • бег 10м и 30 м – скоростные возможности;
  • шестиминутный бег – выносливость;
  • поднимание туловища из положения лежа на спине и прыжок в длину с места толчком двумя ногами - скоростно-силовые возможности;
  • наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье – гибкость;
  • метание теннисного мяча в цель ил челночный бег 3х10м - координационные способности.

Наши любимые игры «Ловишки с ленточкой», «Бездомный заяц», «Найди и промолчи», «Бабка-Ежка», «Репка», прыжки на короткой скакалке и через длинную веревку, игры-эстафеты с преодолением препятствий, прыжки с места и с разбега, бросание-отбивание мяча и многие другие, которые развивают разные группы мышц. Наши воспитанники разного возраста с младшей до подготовительной группы с радостью и желанием готовы справиться с любой трудностью.
По словам знаменитого российского спортсмена Н. Валуева, в детском саду мы «должны создать «ясельную группу» для норм ГТО, что станет фундаментом, на котором детей будут приобщать к здоровому образу жизни и спорту, и свои первые значки ГТО ребята должны получать именно в д/с».
Уважаемые родители, если вы записали своего ребёнка на сдачу норм ГТО, приложите усилия и найти время для занятий с ним дома, на улице, так как для высоких результатов нужны ежедневные тренировки (пресс, прыжки, бег, упражнения на гибкость…)

Многие ребята с помощью родителей выбрали  спортивные секции и посещают бассейн, ходят на гимнастику, каратэ, хоккей и футбол. Это может послужить толчком к изменению образа жизни в будущем, сделать спорт своей профессией.

Мы гордимся нашими юными спортсменами и желаем победы и получения значка ГТО!

Статью подготовила: инструктор по физической культуре Захарова М.И.

Мобильные устройства и ребенок

 «Ой, я так устала! У меня важные дела! - иди, поиграй!» -  как часто говорим мы это своему ребенку? И наше милое дитя идет и самостоятельно включает телевизор, берет в руки планшет, смартфон.

Некоторые дети, идя в первый класс, не умеют писать и считать, нет навыков общения со  сверстниками, зато умеют играть в любимые игры, знают имена героев компьютерных игр и мультсериалов. Виртуальный мир ярче и интереснее, а поэтому любые повседневные заботы вроде учебы или помощи родителям кажутся ребенку ненужным грузом.

Многие современные родители считают, что в гаджетах нет ничего плохого, однако  встречаются родители, которые категорически против данных «игрушек».  Давайте разберемся – вред это или польза?

Современные дети учатся обращаться с мобильным телефоном и компьютерной мышкой раньше, чем с ложкой и для них компьютер – это естественная часть среды обитания, так же как и электрический чайник, пылесос, фен.

Главное у малыша не сформировать образ «запретного плода». Малышу двух-трех лет нужно спокойно рассказывать о мобильном телефоне и планшете, как о других предметах (мебель, книги, продукты, одежда и пр), давая разъяснения об их назначении.

Взрослея, ребенок будет рассматривать гаджеты не как средство развлечения, а как реальную помощь, чтобы узнавать интересные и познавательные вещи. Используя обучающие приложения, дошкольник в увлекательной форме выучит буквы, цифры, цвета и может увлечься иностранными языками. В дальней дороге или очереди в поликлинике гаджет может развлечь вашего непоседу. Уделяйте некоторое время для совместной  мобильной игры. Вы поможете освоить новый навык своему ребенку, научите справляться с трудностями в незнакомых ситуациях, принимать поражения.

Если разумно организовать использование гаджетов и соблюдать некоторые правила, они не причинят вред детям.

Помните, что экран дает нагрузку на глаза, и необходимо стоит сделать перерыв каждые 15-20 минут. Очень хорошо обучить ребенка специальной гимнастике для глаз: вертикальные и горизонтальные движения глазными яблоками, по кругу, просто часто поморгать, хорошо еще подойти к окну и посмотреть вдаль, на удаленный объект, тк длительное сидение нарушает осанку.

У ребенка до 7 лет нет чувства времени и ему сложно «выйти вовремя» из увлекательной игры. И чтобы это было безболезненно, без истерик, придумайте вместе  ритуал «выхода» – заведите «напоминалку» для подготовки к окончанию игры, присоединитесь к игре и отслеживайте завершение, вместе сохраните достигнутые результаты. Использование специальных программ, которые напоминают ребенку о времени, так же вам в помощь, они при необходимости выключат компьютер.

Ребенку следует установить время провождения перед компьютером, чтобы в дальнейшем не возникало зависимости. Зависимость не формируется, если у ребенка есть интересы вне мобильных игр, если у него есть доверительные отношения и общение с родителями, сверстниками вне гаджетов. Чтобы использование электронных игрушек свести к минимуму, необходимо сделать жизнь ребенка увлекательной и приятной - придумайте совместные увлечения, запишитесь в кружок и спортивную секцию.

Установите в вашей семье определенные дни и часы без гаджетов, правило не использовать за едой и перед сном, отключать фоновый просмотр телевизора, во время общения.

Взрослым важно подавать правильный пример и реже пользоваться мобильными устройствами самим. Помните, что двойная мораль здесь недопустима.
Постарайтесь, проявляя заботу, чуть больше времени уделять реальному общению с детьми. Общение никак нельзя заменить новомодными устройствами. Не нужно доверять электронике самое дорогое – воспитание детей.

Компьютер предназначен, прежде всего, для развития ребенка: его интеллекта, талантов и способностей! И наша с вами задача - сделать компьютер помощником ребенка!

Статью подготовила: воспитатель Захарова М.И.

Дошколята - юные участники движения

Там, где шумный перекресток, где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто, если правила не знать.
Пусть запомнят твердо дети: верно, поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете через улицу идет.

Мы знаем, как иногда сложно рассказать ребенку о безопасности на дороге и в транспорте. На помощь могут прийти мультфильмы, в которых любимые герои расскажут о пешеходном переходе, знаках и ремнях безопасности.

Вот, например, добрый советский мультик «Дядя Степа милиционер» рассказывает дошколятам не только про дорожные ситуации, но и про взаимоотношения и уважение к старшим. На «уроках тетушки Совы» дети знакомятся с возможными ситуациями, которые могут произойти на улице, во дворе и общественном транспорте. В коротком мультике «Тачки 2» Мэтр и Молния МакКуин рассказывают правилах перехода дороги.

Любимые у детей «Смешарики» делятся секретами поведения на дороге и в транспортных средствах. Машины-трансформеры «Робокар Поли» как никто другой знают все про дорогу, правила и безопасность!

Ребенка необходимо максимально для его возраста обучить правилам дорожного движения и первыми помощниками в этом выступают, конечно же, родители и педагоги детского сада.

Уважаемые взрослые, находясь с ребенком на улице,  объясняйте ему все, что происходит на дороге с транспортом и пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти дорогу, какие на этот случай есть правила для пешеходов и водителей, что обозначают дорожные знаки и для чего они необходимы, укажите на нарушителей, отметив, что эти люди рискуют попасть под колеса машин.

Мы, взрослые, можем доступно рассказать юным пешеходам про средства регулирования движения и цвета сигналов светофора; также научить детей понимать, какие бывают элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток) - необходимо, чтобы дети усвоили правила движения по тротуарам и правила перехода проезжей части; и немаловажным является изучение правил поведения, посадки и высадки в общественном транспорте.

Главное, что дошколята должны запомнить и понять – это то, что они ни в коем случае не должны выходить на прогулку без взрослых!

Проблема детского травматизма на дорогах стоит остро и поэтому детей необходимо начинать учить уже с раннего детства Правилам Дорожного Движения.

В нашем детском саду организована специальная детская площадка ПДД с разметкой для автомобилей и пешеходов, дорожными знаками и светофором. В центре площадки стоит Дядя Степа и зорко следит за тем, как Педагоги проводят с детьми тематические развлечения и игры, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов и закреплять полученные знания. Детям очень нравится на этой площадке проводить познавательные прогулки.

В режиме дня так же большое внимание уделяется изучению и закреплению ПДД, правилам поведения в транспорте и на улице: разнообразные настольно-печатные игры, дидактические и малоподвижные игры, лепка и аппликация, рисование, просмотр мультфильмов и чтение художественной литературы. Особенно детям нравятся сказки и стихи «Любопытный мышонок» (Юрмин), «Марта и Чичи идут в зоопарк» (Шорыгина), «Песенка о правилах» (Пишумов), «Автомобиль» (Носов), «Азбука безопасности» (Бедарев) и другие. Все эти мероприятия направлены на закрепление знаний по правильному поведению дошколят на дороге.
Главная задача взрослых – воспитать грамотного пешехода.

Статью подготовила: воспитатель Захарова М.И.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie